Сенсорные мешочки для нейропсихологических игр с детьми

Сенсорные, или тактильные, мешочки с различным наполнением предназначены для развития органов чувств, мелкой моторики и любознательности детей.

Согласно учению Марии Монтессори, самое интенсивное развитие сенсорных систем происходит в первые 3 года жизни. Это период, когда ребенок познает мир через ощущения. И чем разнообразнее его опыт, тем лучше работает головной мозг.

Какую пользу приносят игры с сенсорными мешочками?
· Малыш учится ловко работать пальчиками и в дальнейшем легко осваивает сложные моторные навыки.

· Происходит тонкая настройка зрительно-моторной координации.

· Улучшается тактильная чувствительность и развивается тактильное восприятие.

· Запускаются процессы анализа и синтеза.

· Развиваются память, внимание, воображение.

· Формируются умения сравнивать, анализировать, находить подобие и различие.

Варианты развивающих игр и упражнений с сенсорными мешочками
Пособие разработано для малышей от трех лет. Подходит для групповой и индивидуальной работы.

Старайтесь играть с ребенком регулярно, по 5-7 минут в день. Используйте мешки как дополнительный материал в других занятиях. Чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее должны быть задания. Используйте наши идеи и проявите педагогическое творчество!

Представленные варианты упражнений подобраны совместно с нейропсихолом, психохофизиологом Педиатрического центра «Тонус Кроха» г. Нижний Новгород Мальцевой Яной Игоревной.

Мальцева Яна Игоревна
1. Знакомство с предметами.

Используйте мешочки без цветных чехлов. Покажите малышу содержимое, дайте ощупать пальчиками мелкие компоненты под прозрачной тканью. Опишите каждое наполнение.

2. Знакомство с цветами.

Сначала покажите крохе яркие мешочки по одному и назовите цвет. Затем выложите несколько мешочков и попросите показать красный, зеленый, желтый. Постепенно увеличивайте количество. Когда кроха запомнит цвета, предложите ему поискать в комнате другие вещи похожих оттенков.
3. «Секретики».

Используйте разноцветные подушечки. Попросите кроху на ощупь определить, что находится внутри каждого мешочка. Проверьте его догадки!

4. «Что в красном?».

Это продолжение предыдущей игры. После того как ребенок отгадал содержимое каждой подушечки, произвольно выберите цвет и попросите непоседу вспомнить, что в соответствующем мешочке.
5. «Путаница».

Оставьте на столе 3-4 мешочка. Пусть ребенок запомнит их расположение по цветам. Потом попросите его закрыть глаза и измените последовательность. Задача – рассказать, что изменилось, и восстановить первоначальный порядок. Аксессуары можно выкладывать в ряд или квадратом. Второй вариант подходит для старшего возраста. Его цель – научить ребенка ориентироваться в пространстве, определять «верх», «низ», «право» и «лево». В «Путаницу» можно играть, изменяя не только расположение, но и наполнение мешочков выбранных цветов.
6. «Легкий – тяжелый».

Выложите перед ребенком сначала 2 мешочка. Попросите его найти самый легкий. Уточните, что в нем. Потом пусть ребенок выберет самый тяжелый. Определите, какой материал находится внутри. Добавьте в игру еще 1-2 мешочка.

Аналогичным образом можно сравнивать по другим признакам: «мягкий – твердый», «мелкий – крупный», «съедобный – несъедобный».
7. «Физкультминутка».

Тактильные мешочки можно использовать для легкого массажа стоп и ладошек. Чтобы ребенок почувствовал приятное давление, предложите ему пройтись по подушечкам ногами в тонких носках. Для массажа ручек используйте прозрачные мешочки без цветных чехлов.

8. «Самый ловкий».

Пусть непоседа пройдется сначала с одним мешком на макушке, потом с несколькими. Главное правило – не ронять!

9. «Жонглеры».

Отберите для игры мешочки с большим весом и предложите ребенку выбрать один из них. Этот снаряд нужно подбрасывать и ловить сначала правой рукой, потом левой. Затем попробуйте перебрасывать подушечку из одной руки в другую. Если получается, усложняйте упражнение действиями, например, хлопками.

10. «Горячая картошка».

Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мешочек. Для игры подходят утяжеленные мешочки, например, с песком. Тот, кто уронил снаряд, садится в центр и ждет возможности поймать мешочек, когда тот будет пролетать над головой.

11. Лото с карточками.

На первом этапе используйте прозрачные мешочки. В дальнейшем можно оставить цветные. Разложите карточки, прочитайте, что на них нарисовано.


Попросите к каждой картинке подобрать подушечку с таким же материалом. Пусть ребенок сначала прощупает содержимое, познакомится с формой, тактильными свойствами предметов, а потом соотнесет наполнение с картинкой.

Купить в интернет-магазинах
Сеть развивающих игр

"Умная Игрушка"
Интернет-магазин: inteltoys.ru
Телефон: +7 (920) 253-67-57
Доставка по всей РФ

Купить в Умной игрушке
Интернет-магазин

OZON
Эковед на ozon.ru
Доставка по всей РФ
в пункты выдачи


Купить в Озоне
Интернет-магазин

WILDBERRIES
Эковед на wildberries.ru
Доставка по всей РФ
в пункты выдачи

Купить на Вайлдберриз